Рекомендации по правильному пуску двигателя автомобиля

Обслуживание современных генераторных установок сведено к минимуму. Однако их эксплуатация требует соблюдения некоторых правил, связанных, главным образом, с наличием в них электронных элементов.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК (ГЕНЕРАТОРОВ) В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

  • Не допускается работа генератора с отключенной аккумуляторной батареей. Даже кратковременное отсоединение аккумуляторной батареи при работающем генераторе может привести к выходу элементов регулятора напряжения из строя.
  • Не допускается подсоединение к бортовой сети источников электроэнергии обратной полярности (плюс на "массе"), что может произойти, например, при запуске двигателя от посторонней аккумуляторной батареи.
  • Не допускаются любые проверки в схеме генератора с подключением источников повышенного напряжения (выше 14 В).
  • Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением полюса генератора с корпусом. При этом через диоды протекает значительный ток и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
  • Диоды генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут «пробиты» (произойдет короткое замыкание).
  • Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединением от диодов выводами фазных обмоток.
  • При проведении на автомобиле электросварочных работ клемма "масса" сварочного аппарата должна быть соединена со свариваемой деталью. Провода, идущие к генератору и регулятору напряжения, следует отключить.

При обслуживании генераторов следует придерживаться рекомендаций, предлагаемых фирмой изготовителем автомобиля.

Перед выездом рекомендуется проверить работоспособность генератора по контрольной лампе, установленной на панели приборов. После включения выключателя зажигания до запуска двигателя контрольная лампа горит, что позволяет проверить ее работоспособность. При нормальной работе генератора контрольная лампа после запуска двигателя гаснет. К сожалению, как было показано выше, эта лампа не сигнализирует об отказе регулятора напряжения при коротком замыкании внутри выходного транзистора.

Поэтому полезно перед выездом взглянуть на бортовой вольтметр, если он имеется. У нормально работающего генератора при средних частотах вращения двигателя напряжение по вольтметру должно лежать в пределах 13,5-15 В. Через 16-20 тыс.км пробега, а в некоторых случаях и раньше, рекомендуется проверить натяжение приводного ремня и, при необходимости, подтянуть его. Если на автомобиле применяется обычное традиционное крепление генератора и клиновой ремень, то его натяг на большинстве типов автомобилей должен быть таким, чтобы прогиб ветви при сильном нажатии большим пальцем составлял 10 мм. Если натяжная планка имеет по внутренней прорези зубчатую нарезку, по которой перемещается профилированная гайка, ее натяжку следует производить динамометрическим ключом. Указание до каких усилий следует затягивать профилированную гайку приводится в инструкции по эксплуатации автомобиля. Например, у автомобилей BMW 520i это усилие составляет 7 Н-м, у автомобилей Audi 80 для нового ремня — 8 Н-м, старого - 4-5 Н-м, в зависимости от типа двигателя. Натяжение поликлинового ремня обычно осуществляется натяжным роликом. Одновременно с проверкой натяжения ремня рекомендуется проверить прочность крепления генератора на двигателе, надежность крепления отходящих от него проводов и, при необходимости, очистить генератор от грязи и пыли. Через 50-60 тыс.км пробега, а затем через каждые 25-30 тыс.км проверяется износ щеток, а также состояние контактных колец и подшипников генератора. В большинстве конструкций снятие узла щеткодержателя, который обычно объединен с регулятором напряжения, возможно без снятия генератора с двигателя. Изношенные щетки подлежат замене. Минимально допустимое выступание щеток из щеткодержателя указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. У генераторов фирмы Bosch, например, оно составляет 5 мм, у генераторов фирмы Hitachi - 10,5 мм. Фирма Lucas допускает минимальную высоту щеток 5 мм, на генераторах Mitsubishi щетки заменяются, если нанесенная на них линия, ограничивающая износ, выступает из щеткодержателя менее, чем на 2 мм. В случае заедания щеток в щеткодержателе, отверстие щеткодержателя следует протереть ветошью, смоченной в неэтилированном бензине. Если поверхность контактных колец генератора загрязнена, то их также протирают бензином или другим растворителем.

Следует беречь генератор от воды. Рабочая температура генератора достигает 140 градусов Цельсия, и при попадании на него воды, он попросту может зашипеть, как утюг. От резкого охлаждения трескается изоляция обмоток статора, силовых и дополнительных диодов, коррозируют пластины диодного моста и плюсовой вывод генератора. В дальнейшем в трещины попадает влага. Происходит или закорачивание элемента на массу, или углубляющая коррозия нарушает соединение контактов. Результат один - генератор перестает работать. Поэтому, преодолевая автомобилем глубокие водные места (брод, лужи и т. п.), либо производя влажную мойку двигателя, следует принять все меры предосторожности для предотвращения попадания внутрь влаги.

При сильном обгорании и износе следует зачистить кольца мелкой шлифовальной шкуркой. Следует иметь в виду, что все операции, связанные с обслуживанием щеточно-контактного узла генератора следует производить при отключенной аккумуляторной батарее. Неприятности связанные со стиранием памяти в электронных устройствах, возникающие на некоторых типах автомобилей при таком отключении, можно предотвратить, произведя перед таким отключением сброс содержания памяти с последующим ее восстановлением. Такую операцию может выполнить станция технического обслуживания.

Состояние подшипников генератора можно проверить, вращая ротор генератора от руки при снятых щетках и приводном ремне. При нормальном состоянии подшипников вращение вала должно происходить плавно, без заеданий, сильного люфта, шумов и щелчков.